Шлагбаум – простейшее устройство контроля доступа сухопутных транспортных средств на территорию. По сравнению с воротами и забором оно стоит очень дешево, имеет простейшую конструкцию, которая не изменилась даже в наше время. В старину шлагбаумом перегораживала дорогу пограничная, городская стража, таможня, пропуская гужевые повозки и конные экипажи только после досмотра. Механические шлагбаумы в Москве в наше время используются на любой территории, где необходимо ограничить въезд-выезд автомобилей: на автостоянках, парковках, режимных объектах, придомовых территориях и т.д.

Преимущества механических шлагбаумов

В отличие от автоматических шлагбаумов, механические обладают такими преимуществами:

  • Низкая стоимость;
  • Простота конструкции;
  • Более высокая погодная и механическая устойчивость;
  • Высокая прочность;
  • Независимость от электричества;
  • Надежность – в них буквально нечему выходить из строя;
  • Неприхотливость в обслуживании – специальная обработка и современные технологии окраски, простота конструкции сводят все обслуживание к периодической смазке немногочисленных подвижных элементов;
  • Непривлекательность для воров и вандалов – отсутствие фонарей, автоматики и пластиковых частей.

Возможно, автоматическими устройствами пользоваться удобнее, но механические не менее хороши на объектах, где сторож или вахтер целую смену скучает. Эффективность механического шлагбаума не страдает от его простоты, и одновременно не существует обстоятельств, которые бы ограничивали или делали невозможным его использование. В любых климатических и погодных условиях он работает одинаково.

Разновидности механических шлагбаумов

Эти устройства имеют три варианта исполнения:

  • Подъемный шлагбаум – классическая конструкция, представляющая собой длинную жердь с противовесом, работающую подобно рычагу. В открытом состоянии за счет противовеса жердь (труба) поднимается вертикально, а чтобы закрыть шлагбаум, надо опустить верхний конец жерди с помощью цепи или каната. Такие конструкции позволяют перегораживать дорогу, шириной от 3 до 5 м. Единственное ограничение связано с высотой потолков, если подъемный шлагбаум устанавливается под навесом. Этой высоты должно хватать для полного открытия шлагбаума;
  • Шлагбаум поворотный. Он открывается вбок, подобно калитке, а его жердь для прочности усилена диагональными связями, образуя поворотную стрелу. Может перекрывать дорогу, шириной от 2 до 6 м., а если с другой стороны дороги поставить еще один такой же шлагбаум, образовав ворота, то перекрываемое пространство может быть и больше. Единственное ограничение при использовании этого шлагбаума связано с наличием свободного места по радиусу его открывания. Небольшим недостатком является то, что он, подобно воротам, может открываться и закрываться от ветра или собственной тяжести, поэтому требует запорного устройства для стрелы и более точной развесовки;
  • Откатный механический шлагбаум. Его стрела не поворачивается вокруг оси, а совершает возвратно-поступательное движение подобно дверям купе или откатным воротам, для чего снабжен рельсами или полозьями. Этот шлагбаум имеет более сложную механику и требует некоторого обслуживания, а в открытом состоянии стрела занимает место вдоль забора. Это лучшее решение для заграждения въезда на территорию под крышей, где трудно установить шлагбаум подъемный, и в тесных местах, где нет места для большого радиуса поворотного шлагбаума. Стоимость этого устройства выше, т.к. оно сложнее в изготовлении. Откатный шлагбаум иногда оснащается электромотором, хотя открывать его вручную нетрудно.

Независимо от конструкции, механические шлагбаумы красятся в яркие предупреждающие цвета, или на них наносится соответствующая цветовая схема. Для большей заметности они оклеиваются светоотражающей пленкой, навесными светоотражателями или снабжаются дорожными знаками.